В России самый известный метод классификации гостиниц и отелей – количество звезд: чем их больше, тем выше класс заведения. Однако интересным является факт отсутствия общей мировой классификации отелей. В разных странах сертификация проводится по индивидуальным стандартам, хотя попытки их объединить предпринимались неоднократно. В определенный момент был даже разработан документ, где подробно прописаны инструкции по сертификации гостиниц. Но он воспринимается скорее, как рекомендация и не является обязательным.
Россияне привыкли, что оценка статуса отеля производится в «звездах». Но, к примеру, в Греции статусность определяется количеством «ключей», в Великобритании - «корон», на Гоа - «очков». Также оценка производится в ценовых категориях: гостиницы эконом-класса, отели класса люкс. В первых предусмотрен минимальный сервис, во-вторых – уровень обслуживания выше среднего.
Можно ли доверять «звездам»?
При этом сразу стоит отметить, система классификации отелей по звездам в мире существует и многие европейские заведения стараются ее придерживаться. Однако туристы часто сталкиваются с проблемой несоответствия реально статуса гостиницы заявленному. Это относится к отелям во Франции, Австрии и Англии с рангом «3 звезды». Они находятся в среднем ценовом сегменте и предлагают очень скромный набор услуг. Причина этого заключается в популярности туристических направлений – туристический поток в эти страны не снижается в течение года и даже самые простые заведения здесь никогда не пустуют, поэтому владельцы не спешат повышать уровень обслуживания.
Противоположная ситуация наблюдается в странах, где поток туристов сезонный – Турции, Болгарии, Венгрии, Египте. Здесь во многих гостиницах размер апартаментов не соответствует международной классификации отелей по звездам, что не позволяет им получить статус «4 звезды». В результате, при ранге 3* уровень обслуживания соответствует более высокому статусу: в номерах косметические средства (мыло, гель для душа, шампунь), для гостей доступны спортивные залы, бассейны, рестораны, мини-бары и т.д.
Самая интересная ситуация наблюдается в арабских странах. Здесь повсеместно действует запрет на алкоголь, поэтому в номерах нет мини-баров. Их отсутствие не позволяет получить гостиницам статус пятый звездный уровень, поэтому их ранг всего 4*, а уровень обслуживания соответствует самым высоким критериям.
Основные критерии классификации гостиниц по звездам в России:
- размер номера. Для отеля низкого сегмента размер апартаментов составляет около 10 метров, гостиницы 3 звезды должны иметь номера размеров от 10 метров, 4 - от 14 метров, 5 - от 16 метров;
- качество сервиса. Чем выше статус отеля, тем выше должно быть качество сервиса. Сюда включается не только частота уборки, но и оценка других гостиничных услуг;
- месторасположение. Для оценки статуса гостиниц экскурсионных направлений важна близость к историческому центру, для курортов - близость к морю, для спа-отелей - уединение и гармоничное окружение.
Дополнительные требования классификации гостиниц по звездам
В России чаще присутствует звездность. В современной классификации гостиниц соблюдаются не только основные, но и дополнительные стандарты. В соответствии с ними в гостинице самого низкого ранга должны предоставляться следующие услуги:
- стойка регистрации, размещение с 7:00 до 22:00;
- кровати минимального размера 90 на 190 сантиметров (односпальные);
- смена постельного белья после 5 ночей проживания, после пребывания гостя;
- один туалет на каждые десять комнат;
- одна ванная комната на десять номеров;
- завтрак с холодными блюдами.
В двухзвездочных отелях смена постельного белья должна производиться каждые четвертые сутки и сразу после отъезда гостей. Стойка ресепшн работает с 7 до 24 часов.
Требования для отелей ранга 3 звезды:
- на всех этажах, кроме 1 и 2 должен быть лифт (от стойки ресепшн);
- оборудованный конференц-зал;
- доступ в интернет;
- смена постельного белья после 3 ночей проживания, после пребывания гостя в отеле;
- все номера с душем и туалетом;
- площадь ванной и туалета - не менее 3,8 квадратных метров;
- минимальная площадь номера: 10 квадратных метров - одноместный, 15 квадратов - двухместный;
- обед и ужин в ресторане;
- отдельные общественные туалеты для мужчин и женщин.
Требования к четырехзвездочным отелям:
- высококачественная мебель и оборудование;
- лифт на всех этажах;
- отдельный лифт для обслуживающего персонала;
- несколько оборудованных конференц-залов;
- минимальная площадь номера 12 квадратов - одноместный, 17 квадратов - двухместный, по двухкомнатный - 40 м2; трехкомнатный - 55 м2;
- смена постельного белья после 2 ночей пребывания, после пребывания гостя в отеле;
- мини-бары;
- интернет и связь по электронной почте в номерах;
- не менее 4 туалетных принадлежностей, за исключением мыла и шампуня для каждого гостя;
- завтрак с множеством горячих блюд;
- обед и ужин в ресторане.
Требования для гостиниц категории 5 звезд:
- высококачественная эксклюзивная мебель и оборудование;
- лифты на этажах;
- несколько конференц-залов с возможностями общественного питания;
- эксклюзивные сувениры;
- машина для льда или наличие льда в номерах;
- минимальная площадь одноместных апартаментов - 13 м2, двухместных 18 м2; двухкомнатных номеров - 40 м2; трехкомнатных апартаментов - 55 м2;
- кондиционер во всех номерах;
- смена постельного белья ежедневно;
- банный халат на каждого гостя;
- интернет и связь по электронной почте в номерах;
- полотенцесушитель;
- 5 туалетных принадлежностей, за исключением мыла и шампуня для каждого гостя;
- бальный зал или ночной клуб;
- несколько ресторанов;
- парикмахерская и салон красоты, если более 100 номеров;
- крытый бассейн, фитнес-центр, оздоровительный центр, раздевалки и душевые кабины, сауна и зона отдыха;
- детская игровая площадка, комната для детей и специальное меню для детей.
Уточнить наличие или отсутствие перечисленных сервисов можно на сайтах гостиниц, либо связавшись с менеджером.